Собор Антверпенской Богоматери. Алтари гильдий и ремесел
|
|
Замковые камни и настенные рисунки.
Гильдии и ремесла украшали собор не только своими алтарями. Десятки готических замковых камней, украшенных геральдикой и символикой гильдий и ремёсел, в трансепте второй половины XV века, должно быть, выглядели довольно красочно. К сожалению их оригинальная полихрония была утрачена во время грубой реставрации 70-х годов. Кое-что уцелело, и хотя иконография не образует единое целое, росписи по-прежнему говорят нам, кому пренадлежало пространство.
1. Франс ФЛОРИС. Поклонение волхвов. 1560 г. Гильдия САДОВОДОВ.
Мария кладет новорожденного Иисуса перед волхвами, которые принесли свои дары. Пасторальный характер сюжета (волхвы-пастухи) вписывается в профессиональную деятельность заказчика. Кирпичное строение с античными арками и нишами придает ему несколько возвышенный характер.
2. Франс ФЛОРИС. Низвержение мятежных ангелов. 1554 г. Гильдия ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ.
Вместе с остальными оружейными гильдиями, гильдия фехтовальщиков существовала для поддержания порядка и обороны города. Алтарь, заказанный Франсу Флорису, ставит в центр покровителя гильдии Архангела Михаила. Сюжет идеально подходит — как Михаил и ангелы охраняют небеса, так же фехтовальщики охраняют город. Это однозначно самая лучшая работа Франса Флориса. Боковые створки триптиха погибли во время иконоборческого восстания 1566 года.
3. Артур ВОЛФОРТ. Поклонение волхвов. 1615–20 гг. Гильдия ПОРТНЫХ.
При выборе сюжета для своего алтаря гильдии опирались на свою профессиональную деятельность. Поэтому может показаться странным, что портные выбрали «поклонение волхвов». Такие сцены, однако, сопровождались определенной степенью экзотики, с большим вниманием к красочным одеждам, часто в золотых парчах, отделанных мехом, в головном уборе и всевозможных дорогих тканях. Это, конечно, очень хорошо сочетается с профессиональной деятельностью портных.
4. Мартен де ВОС, Отто ван ВЕЕН, Амбросиус ФРАНКЕН. Святой Лука рисует Мадонну. 1602 г. Гильдия СВЯТОГО ЛУКИ.
Когда антверпенская гильдия Св. Луки поручила в 1602 году Мартену-Де Восу написать новую картину для алтаря, ему уже было 70 лет. Де Вос был известен среди коллег как ведущий художник того времени и последователь Квентина Матейса и Франса Флориса. Сюжет «Св. Лука рисует Мадонну» был очень популярен в Нидерландах благодаря Рогиру Ван Дер Вейдену. Мартен-Де Вос актуализировал и персонализировал сюжет, представив художника, который стирает краску, с чертами Абрахама Графея, его малоизвестного коллеги по гильдии Св. Луки в Антверпене. Так как-Де Вос умер, не закончив алтарь, к работе приступили Отто ван Веен и Амбросиус Франкен.
5. Хендрик ВАН БАЛЕН. Иоанн проповедует в лесу. 1622 г. Гильдия ПЛОТНИКОВ.
Плотники, которые заказали в начале XVII века Квентину Матсейсу «Оплакивание», в 1620–22 г. обращаются к Хендрику ван Балену за новым алтарем. Если Матсейс покровителей гильдии — Иоана Крестителя и Иоана Евангелиста — расположил по боковым панелям, то здесь «Проповедь Иоана» представлена прям по центру. Левая панель показывает омовение Иесуса — Крещение в Иордане, на правой панели — креститель осуждает Ирода за прелюбодеяние со своей невесткой Иродиадой. Хендрик Ван Бален был разносторонним художником. Он писал также кабинетные картины небольшого формата, часто на мифические и аллегорические темы, портреты и алтари.
6. Ганс ВАН ЭЛБРУХТ, Амбросиус ФРАНКЕН. Чудесная рыбалка. 1560 г. Гильдия ПРОДАВЦОВ РЫБЫ.
Воскресший Христос появляется перед своими учениками, которые ловят рыбу на Тивериадском озере и обнаруживают в сетях богатый улов. Он зовет их на берег и называет Петра, простого рыбака, главным пастором церкви. Работа Ван Элбрухта изначально находилась в центре. На боковых панелях были представлены сцены из жизни Святого Филипа и Якова Младшего. Они были заменены, вероятно, когда картину в конце ХVII века уменьшили и поместили в новую алтарную раму. В последующем были написаны сцены с обращением к апостолам.
7. Адам ВАН НООРТ. Снятие с креста. 1610 г. Картина из капеллы Священного причастия.
Тело мертвого Иисуса снято с креста и принято Марией, Иоаном и Марией—Магдалиной. На заднем плане смотрят Иосиф Ариматейский и Мария Клеопа. Драматический колорит и напряженное выражение лица должны пробуждать эмоции у зрителя, заставлять чувствовать себя вовлеченным в страдания Христа. Первоначальное назначение картины неизвестно. В соборе картина появилась в середине XVIII века, предположительно в капелле Венерабель. Авторство Адама Ван Ноорта, учителя Рубенса и Йорданса, основано на упоминании в ранней истории искусств. Однако стилистические особенности не дают для этого никакого основания.
8. Квентин Массейс. Оплакивание. 1509–11 гг. Гильдия ПЛОТНИКОВ.
Квинтин Массейс считался самым выдающимся антверпенским художником начала XVII века. Без сомнений, самая престижная гильдия — гильдия плотников — обратилась к нему, когда решила заказать новый алтарь. Массейс наполнил эту работу светом и цветом в соответствии с ожиданиями заказчика, но не только они хотели обладать этой картиной. В 1577 король Испании Филип II и королева Англии Елизавета I хотели купить ее. Гильдия была склонна принять предложение. Мартен де Вос сумел убедить городские власти приобрести картину и таким образом сохранить ее для Антверпена. Композиция этой картины была определенно вдохновлена «Снятием с криста» Рогира ван дер Вейдена.
9. Франкен — ателье. Схождение святого духа. Начало XVII века. Картина для Капелланов из Палаты бедных. (?)
После смерти Христа Мария и апостолы пришли в сенакел (горницу) в Иерусалиме. Святой Дух нисходит на компанию. Из голубя исходят лучи света, над головами апостолов появляются огненные языки. Скоро они покинут помещение, на самых разных языках появится учение о Христе. Картина постоянно находится в соборе. Возможно она принадлежала Палате бедных. Судя по ее небольшим размерам, скорее всего она не была написана для алтаря. Стилистически очень похоже на мастерскую Амбросиуса Франкена. Композиция основана на панели Дюрера «Маленькая страсть»
10. Амбросиус ФРАНКЕН. Умножение хлебов. Конец XVI века. Гильдия ПЕКАРЕЙ И МУКОМОЛОВ.
Христос сидит в центре многолюдного ландшафта, он благословляет 5 хлебов и 2 рыбы. Апостолы окружают его, они свидетельствуют волшебство. На среднем плане люди разделяют пищу среди присутствующих. Тема этого алтаря вполне логична для гильдии, изображение на исчезнувших боковых панелях неизвестно. Картина расположена в рамках выставки на одном из оригинальных мест алтаря, рисунки на своде с атрибутами пекаря, которые видны выше, свидетельствуют об этом. Амбросиус Франкен, младший брат Франса, выполнял заказы от различных гильдий Антверпена. Так же алтарь кузнецов (11) и сапожников написаны им.
11. Амбросиус ФРАНКЕН. Проповедь Святого Елигия Ван Нуайона.1588 г. Гильдия КУЗНЕЦОВ И ЮВЕЛИРОВ.
В переполненной церкви проповедует Святой Елигий в епископской форме для кузнецов и других слушателей. Изображен интерьер снесённой уже церкви Св. Вальпургии, где кузнецы до 1585 года имели собственную капеллу. Ставни демонстрируют примеры добрых дел, которыми славился святой — слева он посещает заключенных, справа воскрешает невинно казненных. С обратной стороны боковых панелей мы видим святого за его работой — ковкой и проповедью. Этот триптих, который полностью посвящен святому покровителю кузнецов, был первым алтарем, который известный религиозный художник Амбросиус Франкен создал для собора.
12. Бернард ван ОРЛЕЙ (прим). Страшный суд и семь дел милосердия. 1517–24/25 г Гильдия Капелланов из Палаты бедных.
В средневековье забота о бедных и больных большей частью находилась в руках церквей и религиозных братств. Палата бедных играла во всем этом большую роль. В триптихе, который был написан Бернардом ван ОРЛИ для капелланов этой палаты, дела милосердия и заботы о менее удачливых занимают самое важное место. Благодаря многим добрым делам капелланы могут спокойно предстать перед главным судьей в день страшного суда. Но богатая одежда на бедных справа на заднем плане и впереди на правой боковой панели содержит предупреждение о том, что судьба может затронуть каждого, также богатых, среди которых обычно были набраны капелланы.